Пляска шамана, от наших читателей
Шаман часто использует пляску. Он должен не только мастерски владеть всем арсеналом выразительных средств танца, но и являться искусным мастером пантомимической игры. Как отмечает М.Я. Жорницкая, в шаманской пляске всегда превалировал элемент подражания. Шаман умел на небольшой площадке создать иллюзию простора, воздушного пространства за счет подражательных движений птиц. «Шаманы стремились добиться максимального сходства с изображаемым. В подражательных плясках-пантомимах прослеживается связь с древними промысловыми обрядами, бытующими у народов Севера Сибири издавна еще до распространения шаманизма».
Философской основой шаманской пляски, как и шаманизма в целом, является идея нерасторжимости, единства природы и человека, их воссоединения; сопричастность к деяниям высших сил природы, когда сознание шамана устремлялось в недоступные для простого человека высиради исполнения просьб обитателей Среднего мира. Пляска шамана глубоко драматична, изобилует богатством выразительных средств, концентрирует в себе целую гамму чувств, порой диаметрально противоположных. Пляска шамана — размышление о сути жизни, строгий взгляд вовнутрь себя, обезоруживающее бескорыстие, приходящее на помощь во имя спасения человека. Она многозначна, многомерна. Это полифония чувств, мыслей, желаний и чаяний.
Во всех свидетельствах о путешествиях шамана говорится, что отрывается от этого мира именно его дух. Это как-то не вызывало должной реакции у исследователей. А в этом заключается большой смысл. У меня выработалось устойчивое убеждение, что в состоянии транса совершает путешествия не физическое тело шамана, а его нематериальная копия — комплект управляющих атомов, биоплазмоид, который с полным правом можно называть «Дух». Эти путешествия могут достигать огромных расстояний. Свидетельства источников постоянно говорят о космических путешествиях. Здесь вполне можно говорить и о параллельных мирах, и о других пространствах, типа пространства Козырева. Согласно его концепции, система девяти небес представляет огромный Универсум. Если в шаманских свидетельствах говорится, что дух шамана улетел из среднего неба в верхнее небо, то для этого он как минимум должен был пролететь.
Размышляя о национальном телодвижении, Г. Гачев рассуждает, что танец — это своеобразная игра идеями, перебрасывание конфигурациями мирового пространства, жонглирование измерениями бытия. «Танец все слова нашего тела использует, сплетает в предложения и романы. В телодвижении мы, прежде всего, осязаем воздух. Например, шаман крыльями рук вызывает на себя дуновение ветра, воздуха. Ноги и руки в танцептиц превращаются в крылья, которые взмахом навлекают на себя волну.
Другая убеждённость, состоит в понимании инженерии хилерского вмешательствашаманов и магов. Бывает, что шаман, знахарь, целитель делает сложнейшие хирургические операции руками. Перевод этих операций в разряд выполнимых технологий состоит в понимании того, что операции делаются очень специфическими инструментами. Эти операции делаются атомами управления шамана. Большая концентрация этих атомов управления находится в района кистей рук. Очевидно, именно эти большие отряды управляющих атомов и производят действия с больным органом.Скорее всего, к операциям «привлекаются» именно те группы атомов, которые являются «специалистами» управления данным органом.
Другая сторона — субъект. Профессиональный артист своим исполнением влияет на зрителей. Его можно сравнить с шаманом. Но шаман при исполнении своего танца входит в транс и улетает в другие миры. Артист не может позволить себе уйти безоглядно в транс. Нельзя сказать, что такого не бывает. Мы наблюдали это достаточно часто. Но такое характерно для посредственных артистов. Они уходят в транс, получают и от транса, и от своего исполнения огромное удовольствие. Слушатели и зрители в таком случае, чаще всего, остаются безразличными сторонними наблюдателями. Выдающиеся артисты в любых ситуациях, в самых напряжённых и пронзительных местах спектакля, не позволяют себе глубоко погрузиться в транс и постоянно контролируют своё состояние.
Автор: Михаил Игнатов по заказу сообщества Шаманы и шаманизм http://www.shamanizm.org
Сознание отделяется от материальной оболочки и устремляется вверх, тогда начинается его путешествие в страну предков, общение с ними. Следует заметить, что шаман в момент экстаза разыгрывает хорошо продуманную пантомиму, выявляющую психическую неуравновешенность. В момент наивысшего озарения, когда движения не поддаются логике, он находится в единении с предками, с небесами. Когда в шамана вселяется онгон «дух», танец уже теряет свои эстетические функции и превращается в болезненные пугающие действия безумного: шаман пускает слюни, кусает, рвёт на себе одежду, бросается на людей.
Источники:1. Жорницкая М.Я. Пляски в шаманской практике у народов Севера Сибири // Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции. — Якутск, 1992.2. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия — космос кочевника, земледельца и горца. М.: Институт ДИДИК, 1999.
Алтайские, бурятские, якутские народные танцы и игры являются ярким и впечатляющим проявлением богатейшей духовной и художественной культуры народов. Художественно одаренные личности, ритмом танца и пластикой раскрывая свою внутреннюю суть, представления о прекрасном, сохранили и особенности повседневной жизни народа.
Кроме этого, обряды предусматривают процедуру возвращения шамана в этот мир. После вхождения основного исполнителя в транс, помощники шамана продолжают стучать в шаманский бубен, петь и произносить соответствующие тексты. Это необходимо и для поддержания граничного портала открытым и для ориентира возвращающемуся шаману.
В шаманской пляске имеет значение эффект движений снизу вверх, как бы восхождение по мировому древу, как полёт птицы. Под ускоряющиеся движения музыки, пения усиливается его связь с космосом. Медленный ритмичный танец в начале, сменяется беспокойным ритмом движения, доходящего до безумной пляски. Дойдя до самой высшей точки, шаман замертво падает. Когда шамана покидает физическая сила, в нём просыпается сила духа, которая и вызывает экстатическое переживание.
Уход в транс грозит артисту потерей влияния на зрителя. Для шамана этот процесс реально намного опаснее. Для него транс может обернуться смертельной опасностью. История хранит бесчисленные примеры, когда уход в транс шамана заканчивался смертью. Выйти из транса — сложнейшая задача даже для опытного шамана. Это всегда — риск. Поэтому в шаманских обрядах существует жёсткая череда посвящений, которая определяет предельные возможности того или иного шамана, защищает его.
Наскальные рисунки, оленные камни, каменные бабы, статуи-стелы имеют свои особые истории. На скалах Сибири есть многочисленные петроглифы, рисунки пляшущих человечков и животных. Очень много там изображений лошади. Считается, на лошади душа шамана отправлялась в Верхний мир, а на быке — в Нижний мир.
Говорят, что именно в состоянии транса, экстаза шаман производит самые значительные свои деяния. Сознание отделяется от материальной оболочки и устремляется вверх, тогда начинается его путешествие в страну предков, общение с ними. Силы природы подчиняются таинственному существу… Когда выше я сравнивал артистов с шаманами, то обращал внимание на существенное различие — артист должен опасаться ухода в транс. Другое дело — шаман! Его весь обряд направлен именно на достижение транса. Впрочем, встречаются достаточно много шаманов, которым не требовалось вхождения в состояние транса. Наблюдения за такими людьми вызывают предположение, что они находятся постоянно в состоянии готовности, похожего на состояние транса.
Каждая поза, положение рук есть определенная мысль о мире. В позе и телодвижении мы общаемся с миром, с пространством, его осваиваем, захватываем. В зависимости от воздушного пространства в полете руками крыльями охватываем воздух или на земле с землей соединяемся. Пространство бесконечно, и мы выбрасыванием руки или ноги, пространству придаем вид».
Нельзя не увидеть параллелей между работой шамана и артиста. Как объяснить влияние шамана на пациентов и артиста на публику? Войдём в область неизведанную и даже несколько мистическую. Тогда появляются даже несколько вариантов. Первый вариант связан с фантастической верой в существование рядом с нашим пространством параллельных миров. В литературе достаточно часто можно встретить мнение, что искусство способно переносить зрителей и слушателей в такие параллельные миры, где свои порядки, законы, энергия, где прошлое, настоящее и будущее едины. Перенос в такие другие миры сродни вхождению в состояние транса и творит те чудеса, которые приписывают танцу, музыке и — шаманам. Если принимать такой вариант, то нельзя не заметить отличия между исполнителем и слушателем, субъектом и объектом. Объект (слушатель) под влиянием субъекта (исполнителя) переходит через грань, отделяющую миры и возвращается назад. Это для слушателя может выражаться в приятных ощущениях здоровья, внезапном решении в уме каких-то нерешённых задач, ярких картин далёких воспоминаний и так далее.
Вхождение шамана в транс.
Источник: http://howtowiki.ru